Есть разные однонаправленные медитации, основная цель которых воспитать ум не блуждать хаотично, а быть послушным, способным удерживать внимание на одном объекте. Есть медитация наблюдения дыхания. Можно наблюдать точку и концентрироваться на ней. И то и другое очень действенно. Но для многих умов сидеть десять, двадцать, тридцать минут и тем более час наблюдая лишь дыхание и смотря на точку на стене видится скучным. Тем более сложно усадить себя за это скучное занятие. Тем более регулярно (желательно каждый день) уделять этому время. И я во многом не был исключением. На точку я не смотрел. Но наблюдение дыхания практиковал и практикую до сих пор регулярно. Но не специально усаживая себя, а в повседневной жизни.
А вот посадить себя за чайную доску оказалось гораздо более посильным занятием. Кроме того при правильном подходе это занятие даёт результаты в воспитании ума не меньшие (хотя тут сложно сравнивать), чем другие практики. Итак что же это за правильный подход к приготовлению чая?
Во-первых это внимательное заваривание. Важно чтобы наше внимание было соединено с чайником и чаем в момент взаимодействия чайного листа и кипятка. (Вместо чайника может использоваться гайвань, предмет для заваривания не имеет значения). Мы должны поймать нашим вниманием чай, в тот момент когда он заварился. Если мы перельем чай из чайника в чашу справедливости раньше срока - чай выйдет жидкий и водянистый. Позже - перезаварится: будет много вяжущих, горьких, лишних нот. Конечно, крепость чая дело вкуса, момента и цели чаепития. Но нам нужно научится получать именно желаемый вкус. (Тут, конечно, важно понимать и количество взятого чая и размер посуды - это приходит с опытом).
Так в чем же стоит практика наработки внимания в заваривании чая? Тут есть два подхода. Первый - после того как кипяток соприкоснулся с чайным листом - наблюдать свои внутренние ощущения. Мы ждём момента когда что-то внутри скажет - пора. Что-то внутри почувствует что чай заварился. Это что-то и есть то самое внимание. Что-то внутри говорит - АГА. Это внутренний сигнал. Да иногда можно приоткрыть крышку - услышать аромат, посмотреть глазами на процесс. Но не это критерий, это лишь подсказки для внутреннего наблюдателя. Внимание должно быть спокойным. Мы просто наблюдаем как чай заваривается. Не глазами, а чем-то незримым. Мы наблюдаем процесс нашим вниманием. И в какой-то момент - Бах: приходит ощущение, что чай готов. Можно перелить заварку. А далее уже по вкусу понять точность своих ощущений.
Есть и другой метод заваривания чая. Чаю дают завариться три вдоха-выдоха. Такая очень и очень короткая версия медитации наблюдения собственного дыхания. Момент отсчёта первого вдоха может быть разный. И момент наливания воды, и момент закрытия чайника(гайвани) крышкой. Также и сливать можно как вместе с третьим выдохом, так и браться за чайник после окончания цикла дыханий. Это удивительно, но чай получается прекрасным при таком методе приготовления, несмотря на то, что как казалось бы скорость нашего дыхания всегда различна. Тут важно наше внимание. Оно присутствует в момент заваривания и помнит о процессе благодаря наблюдению процесса вдоха-выдоха.
Как я думаю, именно внимание то, что даёт возможность завариться чаю "правильным" образом. На мой взгляд - это главный и более того, по сути единственный реальный и подвластный нашему я инструмент в любом деле. А чайное дело помогает лучше это осознать. Помогает лучше освоить этот инструмент и далее умело его применять в совершенно разных областях нашей многогранной жизни.
Говоря о дыхании во время приготовления чая, хорошо учится наблюдать его от начала чайного действа, до его конца. Процесс знакомства с чаем в том числе напоминает нам о нашем дыхании. О вдохе и выдохе, которые происходят всегда, даже если мы не помним о них. Мы синхронизирует дыхание с процессом и чай тогда получается особенный. Наполненный нашим вниманием. Наши движения приходят в синхронность с нашим вдохом и выдохом. Мы приближаем предметы к себе на вдохе. Переливаем воду и чай из одного сосуда в другой на выдохе. Танец предметов на чабани становится немного иным, как и само чайное действо становится наполненным силой. Это почувствуете и вы и собравшиеся, если вы пьете чай не в одиночку.
В практике приготовления чая развитие внимания и ощущений в момент заваривания - далеко не единственная практика. Полноценное чайное действо - многогранная практика для того, кто заваривает чай и хочет развития на своем пути. Есть практика наблюдения приготовления воды (она также развивает внимание), есть практика развития вкуса и ощущений от чая (наблюдение вкуса, аромата, цвета настоя, послевкусия). Есть практика наблюдения ощущений от чая в теле. Наблюдения так называемого ци чая или энергии чая в теле. О каждой из них можно говорить отдельно и долго. А на сегодня всё. Спасибо за внимание.